Лёд Байкала

Отрывки из дневника 2012 года,

часть первая - путешествие по Кругобайкалке.

17 февраля, пятница. Утром выехали в путешествие: маршруткой в Слюдянку, а дальше поездом по Кругобайкальской железной дороге. Поезд этот известен как «Матаня», ходит четыре раза в неделю по тупиковой ветке Слюдянка – порт Байкал. Когда-то это был участок Транссиба, но после заполнения Иркутского водохранилища часть дороги ушла под воду, и

Байкал – последняя станция на этом отрезке. «Матаню» здесь перецепляют, и он возвращается тем же путём в Слюдянку. Дорога теперь существует только как туристический объект, а на станциях и в посёлках строятся турбазы. Не знаю, как летом, а зимой ходит всего один вагон, и местные жители в нём помещаются. По сути – автобус на рельсах.

В Слюдянке на перроне купили малосольного омуля и съели его в пути, по просьбе соседки по ДП.:-) Да-да, она попросила меня съесть омуля за неё! Извините уж, что на фото омуль слегка дырявый – это я по неопытности порвала его насквозь, а он же нежный. Зато какой цвет!

Мы приехали в Шумиху (101-й километр) и пробыли там до конца недели. В первый же вечер, пока солнце ещё светило, сходили на прогулку по льду залива. Продолбили прорубь ради питьевой воды, протоптали автографы на снегу, покувыркались в нём, и при этом экология Байкала осталась не нарушенной. Возвращались на берег при вечерней заре, а небо и снег окрасились в розовые, сиреневые, зелёные тона, и даже в моей тени были какие-то цвета. Не говоря уже о торосах, которые непонятно откуда вобрали в себя нежный аквамарин и светились изнутри. Но потом, в воскресенье, мы видели торосы ещё толще и голубее.

18 февраля, суббота. Не изменяя своим городским привычкам, утром сварили кофе, разогрели в микроволновке свои пирожки с картошкой, сварили суп на ужин и ушли на прогулку по Кругобайкалке на запад. Прошли километров пять, до Ивановки, потом обратно. По пути фоткали камни, тоннели, подпорные стенки.

По льду Байкала проложены дороги, то и дело вдали урчали машины с отдыхающими и рыбаками. Особо ревущий зверь назывался «Хивус», или вездеход на воздушной подушке. Туда-сюда промчались два таких зверя, а потом мы увидели их в Шумихе, когда вернулись на базу. Оказывается, туристы высадились, чтобы пообедать в шумихинской столовой – там по их заказу было приготовлено что-то горячее. Ну, а мы с Син пришли в свой домик, где нас ждал супчик и пирожки с моими пряженцами. Смотрели телевизор, читали книги на сон грядущий. Вдруг пришёл управляющий и предложил нам сходить в баню – он сам только что оттуда, а воды осталось полно, и жар есть. Я не смогла устоять и быстренько сбегала в баньку, расчудесно попарилась.

19 февраля, воскресенье. После завтрака пошли по путям в другую сторону – на восток, в Улановку. Здесь тоже есть интересные места, в частности, тоннели с боковыми дырками. Их устраивали во время строительства, чтобы выбрасывать породу кратчайшим путём. Теперь это выглядит как пещера, если смотреть со стороны Байкала. Есть туннели полуразрушенные, которые ещё сто лет назад подверглись обвалам, и их пришлось забросить и строить другие. Сюда уже не ведут ни рельсы, ни пешеходные тропы. Можно спуститься по камням в обход.

Полазив по камням, мы решили спуститься на лёд, и дальше шли вдоль берега по льду, любуясь торосами. Немного позагорали на торосах. Кстати, здесь полно зверья – под берегом снег истоптан звериными следами разного калибра. Мы тоже потоптались, а на льдинах оставили отпечатки тел и сердец. На обратном пути (шли по шпалам) увидели свои безобразия сверху. Утешает то, что от наших съёмок ни одно животное не пострадало.

Ночью пришёл «Матаня», и мы уехали из Шумихи. Несколько неудобное расписание – полночи спишь на базе, полночи в поезде. Управляющий сказал, что расписание поезда скоро изменят, чтобы ходил только при свете дня.

Хивус

часть вторая - путешествие по Байкалу на вездеходе.

26 февраля, воскресенье. Последний день масленицы. Поехали по Байкальскому тракту, и попали в пробку: народ рванул на гуляние в Тальцы, этнографический музей под открытым небом. Но нам не туда, а опять на Байкал – кататься по льду.

исток Ангары
исток

Для начала покажу исток Ангары, как он выглядит сверху. Сюда можно подняться на канатном подъёмнике. Это был мой первый подъём к камню Черского, и я очень боялась высоты, поэтому цеплялась за камень.

Слева Байкал, покрытый льдом и снегом, а правее - чистая вода Ангары, вытекающая из озера.

От Тальцов уже ехали без пробок, а в Листвянке пересели на вездеход и весёлой компанией помчались сначала по льду, потом подпрыгивали на воде, где была уже кромка – граница Байкала и Ангары. Возле устья Ангары сделали кратковременную остановку пофотографироваться, потом заехали в порт Байкал, и рванули дальше вдоль берега. Доехали, конечно, не до Шумихи, а чуть-чуть не до Улановки, до которой пешком доходили с другого конца. Возле Толстого мыса лёд был уже обнажившийся – ветер сдувает с него снег.

Лёд красивый и совершенно прозрачный. Если лечь лицом вниз и всмотреться в толщу, то можно увидеть на дне камни. Трудно, правда, определить глубину подо льдом. Иногда мимо нас проезжали автомобили по ледовому пути, и тогда лёд немного скрипел и потрескивал. Но до таяния ещё далеко.

Да, во время нашей прогулки в регионе произошло землетрясение силой до 4 баллов, но мы не ощутили – вездеход трясся. На берегу мы ещё минут сорок стояли, дожидаясь выхода дайверов и погружения следующих. Здесь любой желающий может сходить на дно в сопровождении инструктора.

Сагаалган 2012 года

выставка ледяных скульптур
лошади

Часть третья - выставка.

В том году русская масленица совпала с бурятским сагаалганом – Новым годом по восточному календарю, начинался год Дракона. И хотя 22 февраля не было выходным днём, праздник чувствовался повсюду. Чтобы визуально закрепить ощущение праздника, мы компанией поехали в Листвянку на выставку ледяной скульптуры.

Выставка была платной, вход по браслетам, которые надевались на запястье. Их нельзя было снять и передать другому, только разрезать, а после этого браслет становился недействительным.

На площадке, отведённой под выставку, были не только скульптуры, но и развлекательные сооружения типа горок и специальных артобъектов для селфи. Были и чистые пятачки с прозрачным льдом, чтобы полежать на нём, вглядываясь вглубь – есть ли рыба?

Можем ли мы пройти мимо всяких горок и скользких мест? Конечно, плюхались в ледяные чаши и плавали среди разноцветных шариков. Выбираться из этих чаш было трудновато, но нас было трое, всё-таки вытаскивали друг друга. Рядом стояли детишки, которые со знанием дела подавали советы, глядя, как взрослые тётеньки забавляются, ползая по льду.

После этого вернисажа я видела много ледяных скульптур в городе Иркутске, есть посвящённые праздникам, есть постоянно действующие в течение зимы.

Так что продолжение следует, в этой же теме.