Буддистское

буддизм
под небом голубым

Ceen-Nov:

 

Я совсем не Гоголь и не Булгаков, горят или всё же не горят рукописи - вопрос для меня открытый.

На второй том Монгольского меня не хватило, на первый том Буддистского, навеянного Монгольским  - тоже. Поэтому пишу просто небольшой рассказ с небольшим количеством фотографий, относящихся к буддизму.

У всех у нас существует потребность в духовной жизни, все мы - или слегка или глубинно - мучаемся вопросами: кто я, куда я иду и откуда? Так вот, в буддизме эти ответы не навязываются догматически, а рождаются в верующих. Позиция буддистов очень искренняя: Будда учит их верить в то, что есть в каждом, в то, что каждый может проверить на себе, что нирвана (состояние, в котором нет страдания) в наших постоянных шагах. Жизнь в роскоши и жизнь в крайних лишениях - ни то, ни другое не избавляет существа от страданий. А корень страданий - только в нас самих. Гнев, страсть, неведение (невежество) - вот его оплот. А жить нужно усмиряя свой ум, обуздывая желания, постигая учение и делая добро.

 

И сострадать, как Будда. Ом-Мани-Падме-Хум.

 

Тема эта огромная, серьезная, а любопытство у меня к ней ненаучное, обывательское, и отношение тёплое, сердечное, как ко всему родному, но лёгкое. Вот и напишу я здесь просто, без затей и умничанья, считайте, что и без религиозной окраски.

сокровища
сокровища

Всего-то у меня из мемориального буддистского имеется вот что. Это несколько дисков с буддистской медитативной музыкой, мантрами и моей любимой ежедневой службой на долголетие: М-мммм... джяля, джяля, джилу... м-мммм... джин, джин, джимбо, борье, борье, дзон-зо-лоо, айя! Пара книг о буддизме, не заумных, а достаточно светских, такая зелёная бумажка-оберег, похожая на денежную купюру и даже с личным номером, коих выпускается каждый год у нас в Бурятии 20 тыс. штук, а потом доска, с которой велась печать этих оберегов, торжественно сжигается. На бумажке сией написаны мантры восьми божеств богатства, и нарисованы крысы, изрыгающие драгоценности, и страшное божество - Буян, который и охраняет богатства владельца этого оберега. Оберег этот приобретен мною в год Мыши и на нем чёрным по зелёному обещано, что 12 лет мне не грозит разорение. Ну, пока точно не разорилась, хоть и кризис на дворе уже на третий виток заходит.

буддизм
мой будда

На краю монгольско-бурятской бархатной шапки сидит мой будда, не тот, который Будда и Гаутама, а просто один из будд. Я знаю, какой именно, но не об этом речь. Ламы советуют лучше самому себе покупать будду, а не принимать в дар. И покупать надо только того, к которому потянется не рука, а сердце. И лучше, чтоб на лице его была улыбка. Вот я когда-то купила себе этого, в буденновке, и очень его люблю.

Зелёное полотнище - это хадак. Такой освящённый в дацане (буддийский храм) шарф с изображением буддистских символов. Мне почему-то всегда попадаются хадаки с колесом Сансары. Хадаки бывают пяти цветов: белые, жёлтые, красные, синие и зелёные. Сейчас у меня зелёный, который символизирует землю и её богатства. Кроме хадаков, есть еще два вида тряпочек, которые положено развешивать на святых местах и держать в доме: это ленточки - залаа, и молитвенные флажки - лунгта.

лунгта
лунгта - конь ветра

И ещё из буддистских сокровищ был у меня эмалевый нательный образок с изображением моего будды (надёжность и крепость), купленный когда-то давно в одном улан-удэнском дацане, но неосвящённый, т.к. я присутствовала при разгрузке коробок с этими образками и аналогичными товарами религиозной направленности и купила его прямо сырым. Но тамошний лама велел мне освятить это изображение будды перед надеванием на шею. Мне было всё недосуг, но перед написанием рассказа я вспомнила про эту необходимость, нашла таки образок  и пошла в один хороший деревенский дацан освятить его.

дацан
внутри дацана

В этом дацане я бываю часто, на службах девять раз из десяти сижу в единственном числе, млею, медитирую. Лам там два: молодой и не первой свежести. Так вот, стою я в этот раз перед началом службы у дацана, жду ламу. Идет молодой, а за ним стайка полуторамесячных щенков, хватают его за края платья, а он вертится волчком, чтобы высвободить подол из их зубов и смеётся. Я тоже смеюсь, говорю: что это у вас, батюшка, за уголок Дурова, за цирк с собачками? Он отвечает, что вот, мол, напасть какая - девять лет их дацанская собака не щенилась, а тут летом привела такой выводок. Я ему говорю, что моя собака тоже девять лет не щенилась, а в этом году собралась, и я благоволила этому, но женихов как-то не оказалось под рукой. Лама мне говорит, что - прямо всё к одному идет: надо мне взять себе щенка из этой своры. Я отказываюсь, говоря, что моя старшая собака, которой уже нет в этом мире, вашу эту дацанскую ненавидела всеми фибрами души, и рвала её, как тряпку каждый раз, как встречала в деревне. Поэтому я в память о ней не возьму щенка. И надо мне освятить образок.

 

Зашли в дацан, положила я образок на свёрток с молитвами, спросил лама моё имя, приложил образок к своем лбу, сказал три слова, одно из которых было моим именем, потом дунул, как старик Хоттабыч на волосок, на этот образок и сказал: Всё! Послушала я "М-мммм..джяля, джяля...", пропела раз двадцать на разные голоса Ом-А-Хум, попила и омылась водичкой из специального священного чайника и поехала по своим делам. И уже через час обнаружила, что нет на мне этого образка: развязался шнурок и соскользнул образок куда-то.

Но я девушка об печку не битая, пошла назавтра перед службой опять в дацан. Лама меня увидел, обрадовался: думал, за щенком вернулась. А я его спрашиваю, что, мол, батюшка такое делается, обиделись на меня, что от щенка отказалась, и увели от меня образок буквально сразу? Или как? Он сказал, что нет, ни в коем случае, а раз ушёл образок, то он ушёл очень хорошо: увёл и унёс с собой мои несчастья.

Хорошая какая религия! И ламы. И поговорят с тобой про собак, и про Гришу-Мишу, и печку зимой затопят в дацане, чтобы валенки и рукавицы твои высушить, и ...гм-м... Но ладно всё про себя, да про себя, заболталась.

 

А-хурай! да благоволят вам три драгоценности! Будда, Дхарма, Сингха.

А со съемками внутри мне один раз необыкновенно повезло. Зашла я во двор строящегося ещё дацана, подбежал ко мне монашек и повел в дацан. Я говорю, что сделаю хорошее пожертвование, дайте сфотографировать? А давайте, сказал монашек и разрешил мне сфотографировать внутренность, молитвы - разрозненные полоски бумаги, заворачиваемые в шёлковые отрезы, и даже прибежища бурханов (божеств) в виде галёрки под куполом дацана, которые скоро будут завешены длинными свисающими с потолка полотнищами и никто их, кроме меня и вас, их больше не увидит!

А вот ещё внутреннее убранство некоторых дацанов, крошечных, площадью 5 кв. м. и огромных, в пару сотен кв. м, где фигура будды в два человеческих роста и барабан выше человека.

 

Кроме дацанов у нас много святых, сакральных и культовых мест в степях, в полях, в горах и лесах. На них стоят или ступы - действующие модели мироздания, или другие сооружения типа шалашиков, беседок, печек, в которых надо возжигать благовония, столиков, куда надо класть приношения, крутящихся бочек-цилиндров, просто столбиков, куда надо навешивать хадаки и залаа и т.д.

Все эти места выбраны не просто так, а на них или около них божества являлись людям или как-то себя показывали. На этих местах очень полезно находиться. Закусывать и выпивать, оставляя божествам молоко, сладости, сигареты и монетки. И бурханя (брызгая) молоком и желательно водкой в небо - там самый главный бог Вечно Синего Неба, по сторонам и в воду-землю.

Ступа - это вообще прелесть. Если на тебя падает тень ступы, то ты тем самым очищаешься от грехов, исправляешь упадок духа, обретаешь добродетель. А если ступу почтительно и медленно, по ходу солнца, обходить, то все твои благопожелания увеличиваются стократно.

То же происходит, если крутить молитвенные цилиндры, желательно в это время петь мантру Ом-А-Хум и думать о хорошем для себя, для своих близких, для этого святого места и для всех живущих существ. Почему-то многие русские не могут эту простую мантру запомнить в оригинале, и ламы разрешают петь ее на русском, и даже в дацанах пишут ее на русском.

Да пусть появятся цветы лотоса под вашими ногами!

Описывать ступы, культовые места и обо не буду, очень уж их много и разных.

И еще много-много всяких ступ и святых мест разнообразных архитектурных форм, от классических, до авангардных, типа этой трубки.

Но везде, на всех святых местах ощущения самые приятные, уходить с этих мест не хочется, думается о хорошем, о высоком, о человечности, о милосердии, о любви, о красоте мира...

А на одной картинке, у одного приятного во всех отношениях культового места, изображено совершенно чистое до меня обо, на которое я просторно-царственно повязала пионерским фасоном свой домашний красный хадак, истинный символ безопасности, неприкасаемости и власти, и проговаривая всяческие благопожелания в адрес Систер, обошла, как положено, обо трижды, по солнцу и с мантрами на устах.

Вот так как-то.

После всего этого утверждение о том, что "любовь и голод правит миром" кажется вульгарным.

Нужно помнить, что вы - тоже будда, он есть в каждом из нас.

 

Ом-Мани-Падме-Хум!


Автор рассказа Ceen-Nov.


Оставить комментарий

Комментарии: 4
  • #1

    vseЛенаЯ (Четверг, 09 Февраль 2017 07:56)

    Прочитала-как мёду напилась. Надо писать томА, надо.

  • #2

    koi (Пятница, 10 Февраль 2017 14:15)

    Спасибо!

  • #3

    Любовь (Суббота, 11 Февраль 2017 16:07)

    Cпасибо! Очень интересно, хотелось бы почитать еще.

  • #4

    LanaLom (Воскресенье, 12 Февраль 2017 09:50)

    Спасибо! Такие рукописи не горят! Текст просто роскошный, да и фото замечательные! Пишите еще!