Тункинская долина, часть 1

Тункинская долина
въезд

Первые впечатления о поездке по Тункинской долине были записаны в моём февральском дневнике 2012 года, но формат дневника тогда не дал возможности опубликовать все фотографии, отснятые мною в той поездке. Спустя пять лет я публикую полностью эту серию фотографий. Текст дневника, соответственно, дополнен комментариями к фотографиям.

7 февраля 2012 г, вторник. Отправились в поездку по Бурятии, в Тункинскую долину. Многое мне уже было знакомо по фотоальбомам Син: горы, дацаны, а по дороге - святые места с буддийскими ступами. Подробнее об этом в следующей части, а сейчас о посёлке Аршан, знаменитом курорте с минеральными источниками.

Аршан

Приехав в Аршан, мы остановились в гостиничном номере санатория «Саяны», и сразу пошли на прогулку по посёлку. Здесь много кафе, магазинчиков, днём работает рынок и ещё один – монгольский базар, на пути к водопадам, ибо все отдыхающие идут этой тропой и обязательно что-нибудь купят, хоть сувениры, хоть шерстяные вещички из Монголии.

Здесь, в Аршане, готовят самые большие буузы и чебуреки. Исходный продукт бродит здесь же, прямо по центральной улице. Пастухов не видно, коровы сами знают, где можно найти пропитание из-под снега: идут на окраину посёлка попастись на сухой траве, а вечером возвращаются домой. На рынке продают молоко от этих коров в пластиковых бутылках и в замороженном виде – большими кругами, как сыры.

Местные жители живут туризмом, зарабатывая на сдаче жилья, многие держат упомянутые выше закусочные, магазинчики, есть и реклама бань. Посёлок очень оживлённый. Даже зимой тут много прогуливающихся граждан. Идут зачем-то в ущелье, к водопадам, хотя там всё замёрзло.

В Аршане несколько санаториев и источников с горячей минеральной водой. Река Кынгырга, текущая по ущелью, вверху скована льдом. А в нижнем течении, ближе к посёлку, в её русле много горячих источников, и здесь уже видна вода и сквозь неё – зелёные водоросли. Наконец, мы видим знаменитого «мальчика, дарующего аршан»! Нам повезло: мальчиков было несколько, кроме железного с кувшином. Настоящие бурятские мальчики пришли с пластиковой тарой к железному - набрать целебной водички.

Пили мы, конечно, везде, где только попадались нам краны, трубы, источники, павильоны. Я предпочитала пить горячую – до 42 градусов, на кранах есть таблички с температурой подаваемой воды. Воды много, она здесь бесплатная, идёт по трубам в несколько точек по посёлку. Разливают её и на продажу в бутылки. Есть и лечебные процедуры с купанием – это уже не бесплатно, а только по путёвкам или курсовкам.

Дацан

8 февраля, среда. Утро началось со службы в Аршанском дацане.  Лама топил печку, в дацане было тепло. Кроме меня и Син, никого не было, ощущение такое, что лама читает молитвы для нас, хотя он всё равно читал бы их вслух, даже если бы был один. Освятил мою иконку с Буддой, теперь и у меня есть сокровища!

Перед службой, пока мы ждали ламу, я осматривала буддийские постройки и заметила, как здорово вписываются их крыши в силуэты горных вершин. Кстати, некоторые светские постройки тоже. Выше есть фото кафе «Алтан сэргэ», купол которого в точности повторяет гору, на фоне которой стоит кафе. Опять кстати объясню, что такое сэргэ: это коновязь, имеющая три поперечных бороздки на столбе – для небесных коней, для земных, и для подземного мира. Если вам где-то встречается сэргэ, знайте, что у этого места есть хозяин. Обычно бурхан. В следующей части сэргэ ещё будут.

Обо - столбик из камней.

Ступа, по версии религиоведов – модель мироздания, имеющая ступенчатую форму, а на её шпиле – Солнце и Луна. По другой легенде, ученики спрашивали Будду, когда он умирал: как мы будем вспоминать тебя, учитель? Будда свернул свою походную постель, сложил её вчетверо, слоями, а на неё поставил кувшин с водой. Вот, сказал он, поклоняйтесь этому. Большую часть жизни Будда Гаутама прожил в сознательной бедности, ограничиваясь походным набором. На многих изображениях мы видим в его левой руке чашку с рисом – это была обычная еда учителя.

Попутно ещё разъясню о цветных «тряпочках». Есть ленточки - залаа, которые повязывают на стволы деревьев, особенно возле источников. Ленточка колышется на ветру, и молитва от повязавшего её постоянно идёт к Верховному Божеству. То же самое с лунгта, молитвенным флажком - он должен висеть на ветру и трепетать. Лунгта – конь ветра. Такие флажки вешают не только на культовых местах, но и у своих домов - как охрану от бед.

Хадак – шарф одного из пяти цветов, каждый из которых имеет свою символику. Хадаки подносят уважаемым людям, вешают в дацанах, на сэргэ, в культовых местах. Далее расскажу и об этом.

залаа
священный лес в Аршане

Ущелье

После службы мы опять пошли пить минеральную воду, а потом прогулялись по монгольскому рынку. Здесь и тканые, и вязаные, и валяные изделия, в своём роде уникальные, по крайней мере – в центральной России их нет. В основном из верблюжьей и ячьей шерсти. Меня до сих пор греет верблюжий пояс - надеваю его при малейшем намёке на радикулит.

Рыночные торговцы, узнав, что мы идём к водопаду, настойчиво советовали нам идти нижней тропой, но мы всё-таки пошли верхней. Здесь два пути, и оба очень живописные. Поднимаясь в горы верхней тропой, мы смогли увидеть панорамы и ближние, и дальние. Тропа оборудована лестницами с перилами, так что гуляющие могут не опасаться крутых обрывов. Летом, видимо, при наплыве туристов, с каждого брали плату за вход в ущелье. Здесь до сих пор висят таблички с информацией об этом, и разъяснениями, куда пойдут собранные средства: «на оборудование пешеходной тропы лестницами и перилами». И это оборудование уже заметно: подниматься можно на двух ногах, а не на четвереньках.

Водопады замёрзли! Но вокруг было много зимних красот, так что сходили не зря. Возвращались нижней тропой, проходя между каменными Сциллами и Харибдами. Кое-где тропа петляла по льду, а под ним было слышно гудение воды. Ниже по течению в русле реки Кынгырга уже бьют горячие источники, и местами она не замерзает, в полыньях развеваются вечнозелёные водоросли. Сюда люди приходят с пластиковой тарой (её можно купить на подступах к источнику) и наполняют её тёплой минеральной водой.

Продолжение во второй части.