Тункинская долина, часть 2

култукский тракт
штурманское место

7 февраля 2012 г, вторник. Отправились в экскурсионную поездку  по Тункинской долине. Немного географических сведений: долина расположена в западной части Бурятии, между Иркутской областью и Монголией. По всей долине протекает река Иркут, но название взято по малой реке Тунка (ударение на конечный слог), на которой расположен одноимённый посёлок.

Центр Тункинского района в Кырене, однако значение реки Тунки велико в бассейне Иркута – она собирает воду со склонов Саяна, и в её окрестностях немало минеральных источников, природных горячих бассейнов. Въезжаем в Тункинский национальный парк по Култукскому тракту, я – на штурманском месте.

Между Саяном и Хамар-Дабаном

Если ехать со стороны Иркутска, то справа от нас, то есть на северной стороне  – массив Восточного Саяна с высокими острыми гольцами, а слева, на южной стороне  – хребет Хамар-Дабан, он ниже, порос лесом  и имеет более мягкие очертания. Поскольку солнце почти всё время над Хамар-Дабаном, то оно мешает фотографировать этот хребет. Зато Саян всегда освещён, особенно красив утром – в розовых лучах восходящего солнца.

Между двумя этими горными цепями и расположена благодатная по климату и природным богатствам Тункинская долина. Здесь мало снега и много солнца, альпийские луга, а также упомянутые источники. Об одном посёлке – Аршане - я рассказала в первой части.

А теперь проедем по всей долине. Посмотрите направо, посмотрите налево.

Здесь держат скот!

Первое, что поразило меня, только что приехавшую в Бурятию из центральной России, - обилие скота у местных жителей. Вдоль дороги тянутся почти бесконечные изгороди, по-местному – «огорожи», ими обозначены частные владения скотоводов. Табуны лошадей, стада коров свободно ходят в огорожах, добывая из-под снега (которого в долине мало) прошлогоднюю траву. Сено здесь тоже заготавливают, но и зимний выпас – хорошее подспорье. Вечером животные сами идут домой, пастухи им не нужны. Буряты живут мясомолочным скотоводством, мясо продают закупщикам, и сами не голодают. В каждом посёлке на трассе имеются частные кафе, где готовят вкуснейшие чебуреки и буузы из местного мяса.

В долине есть посёлки Жемчуг и Ниловка, а есть и кафе на трассе с названием «Жемчужина Нила».

Священные места

Многое мне уже было знакомо по фотоальбомам Син: горы, дацаны, а по дороге - святые места с буддийскими ступами. Возле каждой из них мы останавливались, обходили ступы три раза по часовой стрелке (здесь говорят: по солнцу), угощали бурханов конфетами и печеньем, крутили барабаны с мантрами. Всё это так ново для меня, и надо долго вникать в суть обычаев. Но хорошо, что Син начала свою просветительскую деятельность задолго до моей поездки – её рассказы из монгольской серии, а потом «Буддистское» и серия фотоальбомов возымели действие, и я оказалась мало-мальски подготовленной к восприятию.

Я прошла через тень ступы!

в тени ступы
что значит тень ступы

Река Ёхэ-ухгунь

9 февраля, четверг. Незабываемое путешествие по Тункинской долине! Побывали в Ниловке - ещё одном курортном посёлке «Нилова пустынь», на реке Ёхэ-ухгунь, которая местами тоже не замерзает, а в других местах в её русле нагромождение торосов.

Посмотрите налево - скалы, посмотрите направо - торосы. Сам посёлок зажат между рекой и горой.

Дацан в Ниловке

Там же, в Ниловке, есть действующий дацан, в котором проводятся службы, и вокруг него сохранились все сооружения – ступы, крутящиеся барабаны, обо. Огромный парк, исхоженные тропы, развевающиеся ленточки и хадаки – место очень намоленное, сюда приходят все отдыхающие и туристы. Кроме главного дацана, есть малый, который всегда открыт, типа часовни, есть несколько ступ, самая примечательная – ступа Долголетия, для пенсионеров, там большой молитвенный барабан и множество хадаков.

Единственное в своём роде культовое сооружение – бочка с буддийскими реликвиями, вознесённая на вышку, чтобы её всегда видел Будда с небес. Она была сооружена раньше, чем сам дацан.

Из Ниловки виден Шумак - это гора, река и минеральный источник. Рукой подать, но машиной не доехать, только вертолётом или пешком по тропам.

Шумак

Курящий бурхан

Поехали дальше, и по дороге мы с Син опять останавливались у культовых мест. Одно из них принадлежит курящему бурхану – установлена огромная трубка, и кроме обычных конфет, монет и печенья, бурхан принимает и сигареты в качестве приношений. Надо сказать, что он щедро делится этими приношениями, то есть распределяет их среди местного населения.

Здесь-то и устроено «обо» специально для Систер! Точнее, это сэргэ, но с лёгкой руки Син, повязавшей красный хадак в качестве пионерского галстука для Систер, сюда уже начали вешать и другие хадаки, вот синий кто-то повязал уже не пионерским узлом. Сегодня очередной хадак – зелёного цвета поручено повязать мне, как новообращённому буддисту и земледельцу. По традиции побурханила возле систерова обо, окропив каплями водки сначала небо – для духов Вечно Синего Неба, потом воздух вокруг – духам гор, потом землю – а зелёный хадак посвящён земле.

Буддийская ступа

Граница с Монголией

Вверх по реке Иркут, в котором даже лёд голубой, мы доехали почти до границы с Монголией. Дальше без визы нельзя, но Син сфотографировала меня на фоне вершины Мунку-Сардык. Об истории восхождения на неё она рассказала в дневнике «Монгольское-4».

10 февраля, пятница. Покинув аршанскую гостиницу, мы выехали в обратный путь, но завернули ещё в Кырен на службу в местном дацане.

Тункинская долина
в дороге

Кырен

Кыренский дацан известен как одно из сильных мест, сюда приезжают буддисты даже из Иркутска и других областей. Я выдержала службу от начала до конца, благо, в буддизме другие правила, отличные от православия: здесь не заставляют слушать стоя – есть специальные лавочки для присутствующих, и лама за своим столом сидит, читая молитвенные книги и позванивая колокольчиком. Было человек семь, включая Син и меня. Читал лама по-бурятски, но в нужных местах переходил на русский, подавая нам сигналы к определённым действиям. Изредка чтение молитв прерывалось телефонными разговорами – ламе звонили по мобильному, он отвечал, и некоторые слова нам были до слёз понятны: «коммунисты», «выборы», «альтернатива».

Жемчуг

По пути домой мы заехали в придорожное кафе в посёлке Жемчуг, которое нас просто поразило уровнем обслуживания и чистотой. Здесь были даже благоустроенные туалеты с горячей водой и жидким мылом. Тепло, светло, сытно, вкусно! Вид из кафе на три стороны, можно сказать - объёмная панорама Хамардабана.

Поели буузов, попили чаю с лимоном, и вернулись в Иркутск той же дорогой, с остановками. Заезжали в Дом художника из любопытства: что сие такое, чем тут художники занимаются – да ничем особенным, торгуют ширпотребом, но это уже не имеет отношения к Тункинской долине.